Чем мы дышим в самолёте?


Рассказываем, почему летать сейчас безопасно.

Абсолютно все компании в той или иной степени адаптировались к условиям пандемии. Масочный режим, перчатки, частое мытье рук – эти процедуры уже стали обыденными. Да, они добавили некоторый дискомфорт в нашу жизнь. Но это те мелочи, которые действительно могут сохранить здоровье.

Авиапроизводители тоже не сидели без дела. Airbus еще весной заменил салонные фильтры во всех своих самолетах. Воздух в них и до этого был одним из самых чистых. Сейчас же в самолетах установлены HEPA-фильтры с более чувствительной мембраной. Эти фильтры похожи на те, которые размещают в инфекционных больницах. Они улавливают 99,9% частиц размером с вирус COVID-19.

Со стороны кажется, что самолет — это закрытое пространство, где сидит много людей и путешествовать на нем небезопасно. Это не совсем так.

Далее пять мифов о том, чем пассажиры дышат в полете.

air-1.jpg

Миф первый: В самолете нет свежего воздуха

Воздух на борту наполовину состоит из свежего, который поступает снаружи, а на половину – из воздуха, который циркулирует внутри салона.

Свежий воздух поступает в салон через компрессоры двигателя. На высоте 10 000 метров воздух очень холодный, средняя температура -60 градусов по Цельсию. В компрессоре воздух нагревается до 250 градусов, при этой температуре уничтожаются все бактерии и вирусы. Чтобы воздухом можно было дышать, сначала он направляется в катализатор (там из воздуха удаляется озон), затем охлаждается и увлажняется.

После этого он смешивается с рециркулируюмым воздухом из салона в специальном устройстве, далее воздух по системе кондиционирования поступает в салон. Что интересно, воздух, который попадает в салон, и воздух, поступающий на кухни, в туалеты и грузовой отсек, не смешиваются. Использованный воздух с этих помещений сразу выводится за борт.

air-2.jpg

Миф второй: Во время полета мы дышим одним и тем же воздухом

Воздух в салоне самолета обновляется чаще чем в больницах. В среднем это 2-3 минуты (для примера, в больницах – каждые 10 минут, в офисах – каждые 20 минут). Система смешивает свежий воздух с рециркулируемым, при этом часть воздуха полностью выводится за борт, оставшаяся очищается и рециркулируется повторно.

Пассажирская кабина самолета имеет сложную систему кондиционирования и состоит из отдельных воздушных потоков, разделенных по рядам. Визуально это одно пространство, но потоки начинаются от потолка, проходят ряд кресел до прохода и возвращаются под креслами в пол у обшивки (поэтому, кстати, ногам и бывает холодно в полете). Благодаря такой системе вероятность того, что пассажир сможет заразиться, кроме как от ближайшего соседа, крайне мала.

air-3.jpg

Миф третий: В закрытом пространстве бактерии лучше размножаются

В современных самолетах установлены HEPA-фильтры (High Efficiency Particulate Air, — «высокоэффективное удержание частиц») для очистки воздуха. Airbus комплектует такими фильтрами практически все гражданские суда с 1994 года. Они удаляют до 99,97 % всех частиц (даже размера микро и нано), включая бактерии и вирусы.

Фильтры работают очень просто: большие частицы (свыше 0,3 микрометра) они не пропускают внутрь. Мелкие частицы обычно сложнее уловить, они двигаются хаотично и непредсказуемо. Такие частицы попадают в волокна фильтрующего материала и задерживаются там.

Airbus проводил исследования и замеры качества воздуха, используя испытательный лайнер А340. Количество микробов до закрытия дверей самолета и после, в полете отличалось более чем в 2000 раз. В полете воздух становится очень чистым.

filtr-1.png

Миф четвертый: HEPA-фильтры меняют нерегулярно

Есть ряд строгих регламентов по замене HEPA-фильтров. Они являются неотъемлемой частью технического обслуживания самолета. Эти регламенты обязательны к выполнению, как и любые другие виды технических работ. Ведь безопасность в авиационной отрасли превыше всего как для авиапроизводителей, так и для авиакомпаний.

Чистота салона — это не только воздух. Она относится и к пассажирским креслам, подлокотникам, мультимедийным экранам, багажным полкам. Все эти области, к которым прикасаются люди, требуют внимания. Между двумя рейсами проводится уборка — настолько тщательную, насколько это возможно. Есть много способов очистки. Некоторые авиакомпании используют чистящие средства, которые активны в течение нескольких дней. Другие используют ультрафиолетовые лампы или распыляют средства, которые проникают повсюду.

air-4.png

Миф пятый: Если пассажир сзади чихнул, все микробы попадут на соседа спереди

Воздух в салоне Airbus движется сверху вниз в поперечном направлении. Дефлекторы направлены так, что воздух перемещается в пределах одного блока кресел на одном ряду. Использованный воздух выводится через специальный клапан внизу салона, в районе пола. Часть воздуха уходит за борт, часть отправляется на очистку в HEPA-фильтры. Распределение воздуха в салоне в поперечном направлении считается более безопасным, чем в продольном, поскольку это препятствует распространению вредных частиц и вирусов между соседними рядами и создает дополнительный комфорт для пассажиров (позволяет избежать сквозняков).

Самолет безопасен в силу своей конструкции. Так было и ранее, до нынешней пандемии коронавируса. Фюзеляж самолета представляет собой "трубу" из металла и композитов, которая летит в очень холодном и разреженном воздухе, авиапроизводители обеспечивают правильные параметры воздуха, включая его чистоту, температуру, давление, нормальный уровень влажности. При соблюдение минимальных санитарно-гигиенических требований перелет становится безопасным.

Вернуться в список статей