Большинство мест на острове практически не тронуты человеком — на Сахалине можно легко найти укромный уголок, чтобы побыть в тишине и одиночестве. На острове действительно можно почувствовать себя первопроходцем на краю Земли.
На Сахалине необычное смешение культур. Остров долгое время был в составе Японской империи, в городах есть элементы восточной архитектуры, памятники и могилы. Сейчас на Сахалине живет много корейцев — там можно познакомиться с настоящей корейской кухней и традициями, не выезжая за границу.
Остров Сахалин отделен от материка Татарским проливом Японского моря, проливом Невельского, Амурским лиманом и Сахалинским заливом. От японского острова Хоккайдо Сахалин отделён проливом Лаперуза. С запада и юга он омывается водами теплого Японского моря, с севера и востока холодным Охотским морем. Сахалин — богатейший источник природных ресурсов, привлекает туристов разнообразием ландшафтов, непревзойдённой красотой, десятками туристических достопримечательностей и уникальной смесью русской, корейской и японской культур.
Неотъемлемой частью сахалинской культуры стал Антон Павлович Чехов, добровольно поехавший на Сахалин чтобы изучить жизнь людей, отправленных на каторгу, и для участия в переписи населения, подробно описал Сахалинскую жизнь конца XIX века в документальном рассказе «Остров Сахалин». Который, кстати, содержит множество полезной информации о местной природе. В Южно-Сахалинске находится музей книги А.П.Чехова.
Добраться до острова проще всего на самолете, в Южно-Сахалинске расположен международный аэропорт, которой носит имя А.П.Чехова. Также можно на поезде до Хабаровска, а оттуда на пароме до острова. Паром на остров идет из порта Ванино. Он сильно зависит от погоды и может задерживаться на 6-12 часов. Билеты на паром продаются только в кассе вокзала, купить онлайн их не получится. Количество билетов также ограничено, так что лучше приезжать заранее.
Если вы решите отправиться на остров, прикоснуться к невероятной красоте здешних краев, окунуться в восточную культуру, специалисты клуба путешествий Крылья помогут вам оформить и купить тур на Сахалин с вылетом из Екатеринбурга.
Южно-Сахалинск - административный центр области, один из самых динамично развивающихся городов Дальнего Востока, центр островного туризма. Здесь можно приобрести экскурсии во все уголки острова или присоединиться к группе туристов.
Кроме того, здесь расположен горнолыжный курорт «Горный воздух» — лучшее место для катания на лыжах и сноуборде на Дальнем Востоке и одно из лучших в России. Все трассы — международного уровня. Курорт находится на горе Большевик, практически в центре города. Подъемники работают даже летом — можно посмотреть на город с высоты и погулять по тропинкам. Высшая точка — 600 метров.
Если интересуетесь историей, вам в музейно-мемориальный комплекс «Победа». Это огромный четырехэтажный музей. Он посвящен военной истории Сахалина, начиная с Русско-японской заканчивая Второй мировой войной. Внутри много интерактивных экспозиций и мультимедийный исторический парк об истории России с начала правления Рюриковичей до окончания Великой Отечественной войны. Там проводят интересные выставки, например, о маяках Курильских островов и Сахалина.
Главный музей Сахалинской области - Сахалинский областной краеведческий музей. Здание построили еще японцы в 1937 году. В те годы южная часть острова принадлежала Японии, Южно-Сахалинск назывался Тоёхара и был столицей префектуры Карафуто. Музей построен в традиционном японском стиле тэйкан — это единственное подобное строение в России. В музее рассказывают о флоре и фауне острова, истории заселения Сахалина с древнейших времен до конца XX века. Помимо экспозиций внутри музея, интересны выставки снаружи здания. Там стоят воссозданные домики каторжников, которых ссылали на Сахалин, и жилища коренного населения острова.
Визитная карточка острова Сахалин. Это самая крайняя юго-восточная точка острова Сахалин, где встречаются Охотское и Японское моря. На мысе находится маяк, построенный еще японцами на скале Сивучья в 1939 году. Сейчас он не работает и заброшен. Но с его верхних уровней открываются потрясающие виды сразу на два побережья Сахалина, омываемые Охотским и Японским морями.
Добраться до маяка самостоятельно сложно. На машине проехать нельзя — только по морю. Высадиться на берег можно не всегда: в плохую погоду у маяка сильные волны, и крутой берег не позволит это сделать.
Бухта Тихая - одна из самых легкодоступных и живописных бухт на Сахалине. Она находится в заливе Терпения. В основном в бухте скалы и камни, но есть и узкая песчаная полоса. Это потрясающее место, закрытое от холодных ветров, дующих с северного и северо-восточного направлений. Здесь полная идиллия - несравнимая тишина, удивительные виды, радующие глаз, неповторимая красота природы. С запада бухту защищают отроги одного из самых красивых южных хребтов Сахалина – Жданко, который уже сам по себе является памятником природы.
В бухте действительно всегда штиль и полная тишина. Слышно только чаек, которые вьют гнезда на скалах. Если повезло с погодой, в прилив можно даже искупаться.
До бухты Тихой легко добраться на машине, большая часть пути — асфальтирована, только в конце пути 4 км грунтовой дороги.
Это, наверное, самое впечатляющее место на побережье Сахалина. Если вы любитель природы, то вам однозначно стоит здесь побывать. В живописных, омываемых морем бухтах, ограниченных крутыми берегами, есть пещеры и гроты, арки из обломков скал. В этих местах очень интересный подводный мир - встречаются морские ежи, моллюски, раки-отшельники, мидии, разнообразные водоросли. В прибрежной полосе очень чистая вода, это позволяет увидеть подводный мир во всей красе.
Озеро Буссе - это лагуна, она является памятником природы регионального значения. Это одно из самых необычных и незабываемых мест острова Сахалин. Гигантские устрицы, гребешки, морские ежи, трепанг, крабы, трубач и многие другие виды морских обитателей живут здесь.
Это живописное место расположено в Корсаковском районе, восточного побережья острова Сахалин. Мыс назван легендарным мореплавателем И.Ф. Крузенштерном в память о подвиге линкора «Евстафий» и русских отважных моряках. По красоте и живописности его трудно с чем-то сравнить. На мысе есть две смотровые площадки. С берегом мыс соединён тонким песчаным перешейком. Здесь любят гнездиться чайки. Мыс окружён кристально чистой водой и каменным ландшафтом побережья.
Гора Лягушка - по легенде, это место выхода сакральной силы. Там происходит множество таинственных явлений, которые ученые пытаются объяснить. Гора Лягушка находится в 20 км от Южно-Сахалинска, около поселка Весточка. Это самый простой горный маршрут на острове — его осилят даже маленькие дети. Подъем на Лягушку займет около двух часов, с вершины можно полюбоваться заливом Анива, озерами Тунайча и Изменчивое. Если идти по тропе от подножия горы, можно добраться до водопада Айхор.
Этот скалистый участок суши посреди Охотского моря является домом для сотен тюленей, морских котиков и сивучей. Весной побережье острова буквально усеяно серыми, черными и рыжими тушами этих удивительных морских зверей.
С крупными животными вполне мирно соседствуют птицы, которые гнездятся на более высоких скалах. Остров находится под охраной государства и лежит вне водных и воздушных путей сообщения, чтобы проходящие суда и пролетающие самолеты не спугнули редких млекопитающих.
Знаменитый русский писатель Антон Павлович Чехов – самый знаменитый человек, побывавший на Сахалине. Чехов проделал тяжелый путь до острова, чтобы своими глазами увидеть условия, в которых жили ссыльные и каторжные. Все, что увидел и пережил писатель во время путешествия, отразилось в его книге «Остров Сахалин».
Самая высокая гора региона, раскинувшаяся недалеко от Южно-Сахалинска, получила имя писателя. Пик Чехова пользуется популярностью среди любителей подъемов и пеших прогулок. Для целеустремленных туристов на вершине припасен подарок – руины древнего языческого храма, построенного японцами.
У Пугачевского грязевого вулкана несколько действующих кратеров, иногда случаются небольшие извержения. Считается, что грязь здесь лечебная. Когда-то в этом месте даже была грязелечебница.
До вулкана 2,5 часа езды от Южно-Сахалинска по трассе Южно-Сахалинск — Оха. Возьмите с собой резиновые сапоги: за 500 метров до вулкана начинаются болота. Пройти можно только в сухую погоду. В дождь болото слишком глубокое.
На острове Сахалин проживало много народов: здесь жили тончи, айны, нивхи, эвенки, уйльта, нанайцы. Представители большого количества народов до сих пор живут в области.
В настоящее время на территории Сахалинской области проживает чуть более 4 тысяч представителей коренных народов Сахалинской области: нивхов, уйльта, эвенков, нанайцев. Эти народы принадлежат к Коренным Малочисленным Народам Севера (КМНС). На острове зарегистрировано 56 родовых хозяйств и общин, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
До середины XX века юг Сахалина и Курильские острова населяли айны. Ныне они проживают на о. Хоккайдо (около 23 тысяч человек).
Островная изоляция отчасти способствовала взаимопроникновению культур коренных народов, сформировавших общие черты. Однако каждый народ представляет собой уникальнейшую этническую общность, имеющую свою неповторимую историю, свой язык и традиции.
Коренные народы Сахалина занимались рыболовством, зимней пушной охотой, морским зверобойным промыслом, собирательством, собаководством и оленеводством. Основу религиозных представлений составляли анимистические верования, шаманизм, мифологическое мировоззрение. Главным праздником был Медвежий, однако традиции его проведения у каждого народа были свои.
Нивхи – самый многочисленный из коренных народов, проживающих в Сахалинской области. Нивхи в настоящее время проживают преимущественно в шести городских округах Сахалинской области: Охинском, Ногликском, Александровск-Сахалинском, Тымовском, Поронайском, Смирныховском.
Основным видом хозяйственной деятельности нивхов было рыболовство, большое значение имел промысел лососевых. Выловленную рыбу использовали рачительно – мясо рыбы готовили или вялили, голову варили (любимый деликатес), хвост и хребет высушивали на корм собакам, а кожу использовали для приготовления блюда «мос» (студень из сваренной кожи кеты, растертой с тюленьим жиром и водой, с цельными лесными ягодами), из кожи также шили обувь, сумки и даже халаты. Нивхи – типичные ихтиофаги, и основной рацион их питания состоял, прежде всего, из сырой, замороженной и варёной рыбы, а также мяса морских зверей и лесных животных, ягоды, моллюсков, водорослей и съедобных трав. Впрок рыбу заготавливали путём вяления (юкола) без добавления соли, разделывая на шесть тонких пластов и вывешивая на специальные вешала.
Нивхи вели оседлый образ жизни, зимние жилища – «то-раф», строили полуземлянками, углубленными на 1–1,5 м, на некотором расстоянии от берега, в защищенных от ветра местах, а летние жилища – «ке-раф» – на сваях, обычно по берегам рек и морскому побережью. Жили родами, в селении насчитывалось 2–5 жилищ. В теплое время года для передвижения использовали плоскодонные лодки в виде корыта из еловых досок, до 6 м длиной, а зимой ходили на лыжах и ездили на нартах, в которые впрягали 13–15 собак. Каждая семья держала собак, которых использовали не только как средство передвижения, но и как одно из наиболее распространенных средств обмена и единственное средство уплаты штрафа за нарушение религиозных установлений. По количеству имеющихся нартовых собак судили о богатстве хозяина.
Нивхи верили, что всё в окружающем их мире имеет свою душу независимо от того, живая это природа или неживая. Посредником между миром людей и миром духов выступал шаман. Как и многие другие народы, нивхи верили, что шаман является избранником духов и может воздействовать на людей и явления природы, а также обладает способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. К главным духам относились «Хозяин леса», «Хозяин гор», «Хозяин моря» и «Хозяйка огня». Воплощением «Хозяина гор и леса» считался медведь. Медведю и был посвящен главный праздник аборигенов Сахалина.
Вплоть до середины XX века у нивхов Сахалина сохранялся классический медвежий праздник. В книгах его часто описывают по-разному. Суть состоит в том, что выращивали медвежонка в течение трех-четырёх лет, кормили той же едой, что ели сами, ухаживали за ним и затем убивали. Считалось, что во время праздника люди помогают душе медведя – «горного человека» – освободиться от шкуры, телесной оболочки, и подняться к «Хозяину гор». Праздник носил межродовой характер, встречали всех с максимальным гостеприимством: готовились угощения, вместе играли на тяти чхарше – ударном бревне, исполняли праздничный танец.
Ороки (уильта ) занимались разведением оленей и вели кочевой образ жизни – это основная отличительная черта их культуры. Самоназвание уильта (уйльта) – предположительно, «люди, которые разводят домашних оленей» – от «ула» – «домашний олень». Места компактного проживания уильта – с. Вал, пгт. Ноглики, г. Поронайск. Уильта родственны по языку и близки по культуре тунгусо-маньчжурским народам Приамурья – нанайцам, ульчам, орочам, удэгэйцам. В хозяйственном отношении отличаются от них наличием оленеводства. В типичном среднем уильтинском хозяйстве могло быть от 10 до 80 ездовых оленей. Большую часть времени олени проводили на вольном выпасе, что не требовало специальной заготовки кормов, а место кочевья меняли по мере выедания корма.
Оленух доили, от одного животного получали около полулитра молока, которое использовали не только в чистом виде, но делали сметану и даже масло. Среди зимней одежды преобладали предметы, сделанные из оленьих шкур, в частности, из меха дикого оленя, убитого осенью. Мехом с ноги оленя (камусом) подбивали лыжи, используя рыбий клей. Такая уловка делала лыжи бесшумными, добавляла скорости, а также способствовала лучшему скольжению и лучшему удерживанию лыж во время передвижения в гору. Для охотника, проходившего в полном снаряжении до 20 км, такие лыжи существенно облегчали промысел. До середины ХХ века уильта в качестве временного кочевого жилища использовали конический чум «аундау», который можно было построить всего в течение часа, потом его вытеснила палатка, сшитая из ткани.
Эвенки (тунгусы) – сибирский малочисленный коренной народ, родственный маньчжурам, самоназвание народа – эвэнкил. Эвенки были тесно связаны с уйльта, многие из них также занимались оленеводством. Большая часть эвенков в настоящий момент проживает в г. Александровске-Сахалинском, Ногликском и Охинском ГО Сахалина.
Нанайцы (самоназвание нанай – «здешний человек») – народ, говорящий на нанайском языке. Сахалинские нанайцы, как и эвенки, являются небольшой ветвью материковых нанайцев. Несколько нанайских семей после Второй мировой войны переселились с материка на Сахалин. Большинство сахалинских нанайцев живет в Поронайском городском округе.
Айны на Сахалине и Курильских островах не проживают с 1946 года – после окончания Второй мировой войны, как подданные Японии, они были репатриированы на Хоккайдо. До настоящего времени в японском обществе наблюдается дискриминация айнского населения, в результате чего практически полностью утрачена материальная и духовная культура этого народа.
Айн в переводе – «благородный человек», «человек, принадлежащий к айнскому народу». За густые волосы, которые покрывали их тело, китайцы называли айнов «можень» (волосатые люди). Айны – один из древнейших и загадочных народов планеты, значительно отличающийся от своих соседей внешним обликом, языком, не встречающимся у других народов, особенностями духовной и материальной культуры (к примеру, знали ткачество, используя ткацкий станок полинезийского типа, летом носили набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран), что породило большое количество гипотез их происхождения.
Лица айнских женщин украшала татуировка, напоминающая усы. У всех европейских путешественников, начиная с Ж.Ф. Лаперуза и И.Ф. Крузенштерна, есть упоминания о татуировках на женских лицах и описание способа её нанесения. Иначе как экзекуцией эту процедуру не назовёшь – специальным ножом делали надрезы над губой, смачивали ранку отваром полыни и втирали в них сажу. Процедура была болезненной, и за один день её, как правило, не делали. Татуировка – это и символ женской красоты, показатель социального статуса, желание быть похожими на мужчин, а также результат религиозного мировоззрения.
Расовому своеобразию, проблемам истории и этнографии айнов посвящено множество монографий и статей. В числе гипотез и теорий происхождения айнского этноса выделяется несколько основных групп: европеоидной принадлежности, континентального (азиатского) происхождения, сближения с североамериканскими общностями, автохтонности айнского населения, южного (океанийского, австронезийского) происхождения.